Григорий Прутцков (pruttskov) wrote,
Григорий Прутцков
pruttskov

Categories:

Салехард. День первый

     В два часа дня наш теплоход, проделав путь от Тобольска в 1611 километров, под звуки вальса "На сопках Манчжурии" пришвартовался к пристани речного вокзала столицы Ямало-Ненецкого автономного округа города Салехарда. Вдали, на левом берегу Оби, виднелись в туманной дымке заснеженные вершины Полярного Урала.
      - Вам очень повезло с погодой, - сказала нам при встрече наша экскурсовод Мария. - Сегодня солнечно и плюс двадцать, а вчера был ветер двадцать пять метров в секунду, переправа через Обь не работала, и наши австралийские туристы опоздали на поезд.

      В Салехарде железной дороги нет. Поезда отправляются от станции Лабытнанги на противоположном берегу Оби, куда нам предстоит поехать завтра вечером. Именно поэтому история про австралийских туристов сразу задела меня за живое. Но Мария нас уверила, что погода будет хорошая и мы сможем переправиться через реку без опоздания.

      Руководитель департамента молодёжной политики и туризма Ямало-Ненецкого округа Наиль Рафаилович Хайруллин подготовил нам на эти два дня насыщенную и разнообразную программу, первым пунктом которой было посещение Обдорского острога. Прежнее название Салехарда - Обдорск, и крепость стояла здесь ещё с конца шестнадцатого века. Уже в наше время её восстановили, и она стала одной из туристических достопримечательностей города. С обзорной площадки острога открывается удивительная панорама Салехарда и его окрестностей: до самого горизонта - необъятная Обь, ширина которой в устье достигает шестидесяти километров (это равняется расстоянию от Москвы до Павловского посада, Бронниц или Черноголовки), а за Обью просматриваются заснеженные вершины Полярного Урала. В остроге есть домик кузнеца. Там с утра до вечера кипит работа. Кузнец Николай регулярно проводит мастер-классы не только для туристов, но и для местных мальчишек. Под его руководством школьники выковывают мечи, розы, снежинки - всего не перечислить. На подоконнике соседствуют друг с другом железная рыба, открывшая пасть, извивающаяся змея, ворона с добрыми и грустными глазами.
    
      Следующая наша остановка была у каменного храма Петра и Павла - это единственная церковь, сохранившаяся с дореволюционных времён. Строить в Салехарде непросто: на двухметровой глубине уже начинается вечная мерзлота. Этот храм пытались построить пятнадцать лет - ничего не получалось. Тогда в Обдорск пригласили немецкого архитектора Готлиба Цинке, который жил в Тюмени и уже собирался возвращаться на родину. Цинке первым делом снёс уже построенный фундамент, создал свой проект - и через три года храм был освящён. Толщина его стен - более полутора метров, что позволяло даже при пятидесятиградусном морозе сохранять внутри температуру плюс шестнадцать. Внешне храм слегка напоминает кирху, что неудивительно, учитывая происхождение архитектора. В 1930 году Петропавловскую церковь закрыли, но она счастливым образом избежала разрушения, и, пока не достроили Преображенский собор, в ней находится кафедра местного архиерея.

      Дальше наш путь лежал к удивительной географической точке. Салехард - единственный город в мире, расположенный прямо на Полярном круге. В том месте, где невидимая черта пересекает город, установили необычный монумент: две остроконечные пирамиды, причём одна из них чуть выше другой, а между ними - тонкая полукруглая арка. Пирамиды символизируют приполярную и заполярную части  Ямало-Ненецкого округа. Первая из них занимает чуть больше половины общей площади региона, поэтому северная пирамида пониже соседней, представляющей южные районы округа. Перейдя символическую линию между пирамидами, мои сыновья оказались второй раз в жизни в Заполярье (первая заполярная поездка у нас была полтора года назад в Мурманск), а я - наверное, двадцать второй (пробовал посчитать, но сбился со счёту, нужно будет проверить по записям). 

      Совсем недалеко от монумента Полярному кругу, уже в Заполярье, стоит ещё один удивительный памятник - мемориальный паровоз, который семьдесят лет назад рассекал гудками салехардскую лесотундру. После войны по приказу Сталина здесь начали прокладывать Трансполярную железную дорогу - от Урала до Енисея. Её строили заключённые ГУЛАГа. К 1953 году продожили путь от воркутинской ветки до Лабытнангов и от Салехарда до Уренгоя. Зимой на лёд замёрзшей Оби укладывали рельсы, и грузовые поезда привозили в Салехард материалы для стройки. После смерти Сталина заключённых освободили, лагеря расформировали, недостроенную железную дорогу сначала законсервировали, а затем во многих местах разобрали. Сегодня о ней напоминают лишь насыпи с полусгнившими шпалами. И паровоз, поставленный в память о заключённых строителях - погибших и выживших.

      Кстати, несколько лет назад наше правительство приняло решение построить эту железную дорогу заново. Уже готов путь от Нового Уренгоя до Надыма, автомобильная дорога, параллельно которой проляжет железнодорожная ветка, скоро придёт в Салехард. Уже этой осенью должно начаться строительство моста через Обь, и лет через пять сюда можно будет приехать на поезде прямо из Москвы. Салехардцы с нетерпением ждут, когда дороги свяжут их город с, как говорят на севере, "материком". И дело не только в новом импульсе к экономическому развитию региона. Например, сюда сразу же придут сетевые магазины, а пока в пятидесятитысячном Салехарде, в отличие от Тобольска и Ханты-Мансийска, имеющих постоянную связь с "большой землёй", нет ни "Магнита", ни "Пятёрочки", ни "Перекрёстка", не говоря уже о гипермаркетах типа "Ленты", "Ашана" или "Метро".

      Последним на сегодня пунктом нашей экскурсии был Парк Победы - мемориальный комплекс, который бы сделал честь любому миллионному городу России. Его открыли в юбилейном 2015 году. Символический вход в парк украшают по бокам фигуры Георгия Победоносца и Архангела Михаила - покровителей воинства. Справа часовня Александра Невского и перед ней небольшой памятник национальному герою и православному святому. Вокруг парка стоят самолёты, танки и пушки. Главная аллея парка идёт к пантеону, и по её краям установлены стелы с военными советскими орденами - от солдатской "Славы" до маршальского ордена Победы. В пантеоне горит Вечный огонь, а за ним - четыре мемориальных таблички с названиями войн: Отечественная война 1812 гола, Первая мировая война, Великая Отечественная война и Афганская война. Так в одном пантеоне соединилась память о солдатах и офицерах разных веков и эпох.

      Из пантеона мы поехали в мини-отель "Теремки" - небольшую уютную гостиницу. Теремки - название элитного микрорайона Салехарда. Когда-то, в послевоенные годы, здесь жили офицеры лагерей, и некоторые дома хорошо сохранились до наших дней. Поблагодарив экскурсовода и водителя, мы разместились в гостинице, привели себя в порядок и отправились гулять по городу. Я шёл по улицам, смотрел на новые красивые дома, разукрашенные в яркие цвета (так делают во всех полярных городах) и вспоминал, что двадцать семь лет назад практически ничего из того, что сегодня увидел, ещё не было построено. По сути, я впервые побывал в новом Салехарде. Очень редко случается так, что современный город, в котором нет древнего кремля, старинных монастырей, архитектуры разных исторических стилей, интересен и красив. Салехард в этом отношении удивительное исключение. Сами новостройки - от жилого дома до здания Администрации, от продуктового магазина до речного вокзала, здесь необычны, таких не встретишь в европейской России. И, конечно, уникальное географическое расположение делает этот город не похожим ни на один другой. Поэтому, я уверен, Салехард просто обречён стать туристической меккой.

      Закат мы встретили на городском пляже и, конечно, не могли не искупаться в Оби, на самом Полярном круге, - отличное завершение этого насыщенного впечатлениями дня!

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments